Хронология явлений Христа после Его воскресения

Где и кому именно являлся Иисус?

Элизабет Митчелл

Введение

Некоторые люди заявляют, что евангельские повествования о местах, очевидцах и времени явлений Христа после Его воскресения весьма противоречивы. Писание призывает нас всегда быть готовыми дать ответ в своем уповании (1 Петра 3:15). Поскольку эти ответы, а также наша вечная надежда основываются на достоверности воскресения Христа (1 Коринфянам 15:17), нам нужно прояснить для себя «многие верные доказательства» (Деяния 1:3), описанные в Писании. Мы предлагаем изучить временную шкалу и доказательства в защиту важнейших событий в истории.


Противоречивые или дополняющие друг друга повествования?

«На гору»

Итак, где и кому именно явился Иисус? Кое-кто ставит под сомнение последовательность изложения событий в Библии, ссылаясь на фразу «на гору»:

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились». (Матфея 28:16–17, курсив добавлен)

Так где же явился Иисус одиннадцати – на горе в Галилее или в Иерусалиме, за закрытыми дверями? Разве это повествование не противоречит истории, изложенной в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна?

«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Марка 16:14).

«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Луки 24:33–37).

«В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Иоанна 20:19–20).

После Своего воскресения из мертвых Иисус несколько раз являлся Своим последователям и об этом не менее десяти раз упоминается в Писании. Начиная со дня своего Воскресения , Он «явил Себя живым… со многими верными доказательствами» (Деяния 1:3) и научал Своих апостолов и многих других последователей на протяжении сорока дней. Затем Он вознесся с горы Елеон, и апостолы были тому свидетелями (Деяния 1:9–12). Для того чтобы прояснить для себя эти спорные стихи, нам следует исследовать явления Христа с точки зрения того, когда и где они произошли, и кто был их свидетелями.

В 1 Коринфянам 15 Павел подводит итог и это дает нам информацию об этих и других явлениях, о которых не сказано в Евангелиях и в книге Деяний.

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;  потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Коринфянам 15:3–7).

Мы знаем, что среди этих явлений было также явление Кифе (Петру), затем «двенадцати», и более нежели пятистам братьям одновременно, большинство из которых на время написания Павлом его послания были живыми свидетелями этого события.

Одиннадцать или двенадцать?

Кое-кто может отметить, что после смерти Иуды слова Павла о явлении «двенадцати» были ошибочны. Однако ко времени написания Павлом послания, предателя заменил Матфий (Деяния 1:20–26).

Примечательно, что все апостолы согласились с тем, что заменить Иуду должен был человек, который был с ними со времени крещения Господня и до дня его вознесения.1  Фактически, одна из ключевых задач этого замещения была в том, чтобы новый апостол был свидетелем Воскресения. А значит, к тому времени, как Павел начал писать свои послания, Матфий уже присоединился к «одиннадцати», и был непосредственным очевидцем воскресшего Христа, поэтому то, что Павел назвал эту группу людей «двенадцатью» - совершенно точное описание. И этот факт призван напомнить нам о том, что у Иисуса, кроме избранных Им апостолов, было очень много других последователей.

Женщины

Для того, чтобы согласовать между собой все четыре Евангелия, рассказывающие о действиях женщин, нам нужно, прежде всего, сфокусироваться на первых явлениях в день Воскресения. 28 глава Евангелия от Матфея, 16 глава Евангелия от Марка, 24 глава Евангелия от Луки и 20 глава Евангелия от Иоанна начинаются с прихода женщин (среди которых была и Мария Магдалина) к гробнице.2 Они обнаруживают, что она пуста, а камень отвален от гроба.

Мы считаем, что Мария Магдалина отделилась от остальных женщин после первого посещения гробницы. Вероятно, она поспешила найти Петра и «другого ученика» (Иоанна). Очевидно, остальные девять учеников не были с Петром и Иоанном в то утро, и о пустой гробнице им рассказали другие женщины.3 В Евангелии от Иоанна 20:1–2  говорится, что Мария Магдалина рассказала им о том, что тело Господа пропало. Когда Петр и Иоанн осмотрели пустую гробницу и ушли, Мария Магдалина осталась там в слезах, увидела ангелов в гробнице, спросила у них о теле Господа, а затем лично беседовала с Иисусом. В Иоанна 20:17 говорится, что Иисус послал ее сказать братьям, что Он жив, а в 18 стихе сказано, что она послушалась Его. В Евангелии от Марка 16:9–11 сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь, и что ученики не поверили ее рассказу.

Тем временем другие женщины, обнаружившие, что камень отвален от гроба, зашли в гробницу и увидели ангела, сидящего справа. Вдруг они поняли, что там было два ангела, как отмечает Лука. Матфей и Марк упоминают только одного из них, возможно фокусируясь на ангеле, который непосредственно обращался к женщинам (Матфея 28:5–7; Марка 16:5–7; Луки 24:4–8). Ангел говорит женщинам идти и рассказать учениками и Петру (предполагая, таким образом, отделение Петра после его отречения и тот факт, что он не был с остальными ученикам), что Иисус воскрес и что Он встретит их в Галилее.

В Евангелии от Матфея 28:8–10 говорится, что женщины побежали сообщить об этом ученикам. Возможно, они разминулись с Петром и Иоанном, которые как раз направлялись к гробнице. Очевидно, пока женщины искали учеников в городе, Петр с Иоанном осматривали пустую гробницу, а Мария Магдалина пережила свою встречу с Иисусом. Явившись Марии Магдалине, Иисус посетил женщин, направлявшихся в город, и еще раз сказал им о том, что им следует идти и сказать братьям, что они увидят Его в Галилее. Возможно, Иисус лично явился им, потому что они были ужасно напуганы и боялись говорить с кем-либо (Марка 16:8). После встречи с Иисусом, они с радостью доставили апостолам Его послание. В  Евангелии от Луки 24:9–11 подводится итог: «одиннадцать и все прочие» наконец-то услышали от женщин (в том числе и от Марии Магдалины) весть о воскресении Христа. Однако никто им не поверил.

Пустая гробница и другое

В Евангелии от Матфея 28:11–15 рассказывается об еще одном важном событии, происшедшем в то воскресное утро. Стражи рассказали первосвященникам обо всем, что произошло. С помощью взяток первосвященники распространили слухи о том, что ученики украли тело Христа, пока стражники спали. Поступив так, они подтвердили для истории тот факт, что гробница на самом деле была пуста.

События, описанные в оставшихся стихах 28 главы Евангелия от Матфея, произошли уже не в то воскресенье. В Матфея 28:16 рассказывается, что ученики пошли в Галилею (это путешествие заняло у них больше одного дня), и это произошло до явления, описанного в 17 стихе. Поэтому данное событие следовало после событий, описанных в других Евангелиях.

Иисус дважды явился отдельным людям лично, прежде чем явиться всем одиннадцати вместе. Первое из этих двух явлений описано в Евангелии от Луки 24:13–35 , а также вкратце в Евангелии от Марка 16:12–13. Услышав рассказ женщин, а также свидетельство Петра и Иоанна о пустой гробнице, некто по имени Клеопа со своим товарищем отправился в Эммаус. В пути они встретились с Иисусом, и получили от Него библейский урок, объяснивший им места ветхозаветных Писаний, которые были исполнены благодаря Его страданиям, смерти и воскресению. Когда эти двое поняли, что им довелось преломить хлеб с Иисусом, они поспешили обратно в город, чтобы сообщить об этом ученикам. Прибыв туда, они узнали, что Господь также лично явился Симону Петру. Об этой встрече с Петром упоминается в Евангелии от Луки 24:34, однако других подробностей о ней мы не имеем.

И, наконец, мы подошли к стихам, вызывающим сомнения. К этому времени уже наступил вечер воскресенья. В Евангелии от Луки 24:33 говорится о том, что двое, шедшие в Эммаус, «нашли вместе одиннадцать и бывших с ними». Однако мы знаем, что когда Иисус явился ученикам, Фомы с ними не было. Возможно, Фома по какой-то причине вышел, или его не было с ними на тот момент, а термин «одиннадцать» использовался для общего обозначения группы апостолов после смерти Иуды. В Иоанна 20:26 говорится, что Фоме пришлось прождать еще восемь дней, прежде чем Иисус снова явился ученикам.

Матфей не упоминает о явлениях Христа «одиннадцати» в тот день, когда они еще находились в комнате, однако мы находим эту информацию в Евангелиях от Марка и Луки. Мы знаем из рассказа Луки, что с учениками присутствовали и другие люди, и Иисус вкушал с ними пищу, доказывая, таким образом, что Его тело снова живо (Луки 24:42). Во время этих двух явлений в Иерусалиме, Он убеждал Своих последователей в том, что Он на самом деле жив.

Галилея

Явления в Галилее не описаны в Евангелиях от Марка и Луки, однако о них говорится в Матфея 28:16–17 и 21 главе Евангелия от Иоанна. В Матфея 28:16 отмечается, что одиннадцать пошли в Галилею, очевидно, ожидая явления Иисуса, поскольку Он обещал им это, передав послание через женщин. Согласно 21 главе Евангелия от Иоанна, Петр и шестеро других учеников решили пойти ловить рыбу. Иисус дал им совет забросить невод с другой стороны лодки. Вернувшись на берег, они увидели Иисуса, Который готовил для них завтрак. Иисус провел Свою знаменитую беседу с Петром «паси овец моих», и рассказал ему о предстоящей мученической смерти. Иоанн отмечает, что «это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении из мертвых», и это означает, что Он в третий раз явился к ним, как к группе (Иоанна 21:14). В первый раз это была встреча с одиннадцатью, кроме Фомы, а во второй раз Фома присутствовал там.

Явление на горе в Галилее, куда повелел им прийти Иисус (Матфея 28:16–17), произошло через какое-то время после Его явления на берегу. В этих стихах логично продолжено повествование, поскольку всего за несколько стихов до этого Иисус повелел женщинам сказать братьям, что они увидят Его в Галилее. После небольшой вставки о том, как иудейские лидеры вступили в сговор, чтобы объяснить, что тело исчезло, повествование ведет нас в Галилею, к обещанному явлению Христа.

Многие считают, что именно это явление на горе в Галилее было тем самым случаем, когда Иисус явился более пятистам человек одновременно (1 Коринфянам 15:6). К этому времени информация об обещанном явлении Христа должна была распространиться среди многих Его последователей, и им должно было хватить времени, чтобы собраться. В Евангелии от Матфея 28:16–17 конкретно не говорится, что с учениками были и другие люди, однако в этом стихе нет ничего, что могло бы исключить возможность того, что там собрались и другие Его последователи. Увидев Иисуса, ученики поклонились Ему, а иные все еще пребывали в сомнениях. Одиннадцать к этому времени уже видели Иисуса более одного раза, а некоторые даже ели с Ним, а значит слова «иные усомнились», скорее всего, относятся к тем, кто Его раньше не видел.

Последние явления

Из  1 Коринфянам 15:7 мы узнаем, что после явления на горе Иисус также являлся Своему сводному брату Иакову. Хотя нам не известно точное место, где состоялась эта встреча, логично предположить, что она произошла в Галилее, ведь, как следует из Евангелий, именно там выросли Иисус и Иаков (Матфея 12:46–50; cм. Матфея 13:55). Где бы ни произошла эта встреча, она должна была стать некоторым катализатором для Иакова, который был настроен скептически (Иоанна 7:5), и она должна была заставить его поверить, что его сводный брат – действительно Сын Божий.

В 1 Послании Коринфянам 15:7 также объясняется, что все апостолы видели Христа еще раз после Его встречи с Иаковом. Об этом событии упоминается в 1 главе книги Деяний (также см. Матфея 28:18–20; Марка 16:14–19; Луки 24:44–53). Иисус провел апостолов до самой Вифании в восточной части горы Элеон неподалеку от Иерусалима. Там Он дал им последние указания перед вознесением на небо.

Апостол Павел пишет: «а после всех явился и мне, как некоему извергу». Это явление произошло, когда Павел (в то время называемый Савлом) шел в Дамаск, чтобы подвергать преследованиям христиан (Деяния 9:1–9;  1 Коринфянам 15:7).

Заключение

Веря в достоверность Писания, а, значит, и в правдивость рассказов очевидцев, можно предложить такую возможную хронологию после воскресения и до вознесения Христа на основании событий, изложенных в Святом Слове Божьем.4

Хронология явлений Христа после Его воскресения

Хронология явлений Христа после Его воскресения

Как продемонстрировано на схеме, в рассказах о явлениях Христа после Его воскресения нет совершенно никаких противоречий. Мы, как хорошие репортеры, слагающие историю из показаний надежных свидетелей, должны исследовать все рассказы очевидцев, изложенные в Божьем Слове, принять по вере, что Писание есть истинным, и затем увидеть, как оно сливается воедино безо всяких уловок. Сложенные воедино, эти повествования рассказывают нам о самой важной истине в мире: Иисус Христос, Сын Божий, умер за наши грехи и воскрес, победив грех и смерть ради нашего спасения и во славу Божию. И те, кто, не видел Его– как мы с вами – призваны уверовать в Него и благодаря своей вере обрести невероятные благословения вечной жизни (1 Петра 1:8–9).

Ссылки и примечания

  1. Учеников, за исключением Иуды, везде называют «одиннадцать» (Марка 16:14; Луки 24:33; Деяния 2:14). До смерти Иуды и присоединения Матфия учеников часто называли «двенадцать» (Луки 8:1; 9:12; 18:31; 22:3; 22:47; Деяния 6:2).  Вернуться к тексту.
  2. Если сложить воедино все четыре повествования, мы увидим, что в то утро к могиле пошли, как минимум, пять женщин: Мария Магдалина, другая Мария (мать Иакова?—Матфея 28:1), Саломия (Марка 16:1), Иоанна и другие женщины (Луки 24:10, к «другим женщинам» относилась Саломия и, по меньшей мере, еще одна женщина, не названная по имени). Вернуться к тексту.
  3. В Библии четко не говорится о том, что женщины разошлись, однако в ней нет ничего такого, что исключило бы такую возможность. Если это предположение верно, значит проблематичные места можно с легкостью увязать между собой. В Луки 24:9–12 все одиннадцать учеников и некоторые другие последователи собраны вместе, однако это можно воспринять и как рассказ об отдельных действиях женщин и учеников, связанных в одном повествовании. Тот факт, что Иоанн упоминает только себя, Петра и Марию Магдалину, доказывает, что остальные женщины отделились от них. Кроме того, Иоанн включает в свое повествование явление Христа Марии Магдалине после того, как Петр и Иоанн посещают гробницу (Иоанн 20:11–18), в то время как в Евангелии от Матфея 28:9–10 говорится, что Иисус явился женщинам (предположительно без Марии Магдалины), когда они шли разыскивать учеников. Могут быть и другие способы увязать между собой подробности, окружающие первые явления Христа, однако это, как нам кажется, - самый простой подход. Вернуться к тексту.
  4. Мы должны также помнить о словах из Иоанна 21:25! Вернуться к тексту.

источник — www.answersingenesis.org

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться