Слепая вера

Джон К. П. Смит

Концепция «слепой веры» - недавно изобретенное понятие, отсутствующее в Писании. Обратившись к Божьему Слову, вы увидите, что в послании к Евреям само слово «вера», по определению, обозначает логическую, разумную и непоколебимую уверенность в истине.

Христиан, в особенности верующих в шесть дней сотворения, часто обвиняют в том, что их вера слепа. Насколько это справедливо? Что означает понятие «слепая вера»? И что такое вера вообще?

В послании к Евреям дается такое определение слова «вера»: «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). Как объяснил Иисус Фоме, «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29). Итак, вера, как представлено в Божьем Слове – это уверенность в том, чего не видел собственными глазами (в том числе сотворение, Евреям 11:3), в том, что невозможно увидеть сейчас, или в том, что еще будет открыто.

В соответствии с данным определением, любая вера слепа! Если мы можем что-то увидеть, то тогда вера уже не нужна.

Факт в том, что каждый человек во что-то верит. Эволюционисты верят в собственную версию происхождения жизни, пассажиры метро верят, что у машиниста есть все необходимые навыки, а дети верят в то, что получат подарки к Рождеству. Всем мы полагаемся на нечто невидимое.

Однако иногда вера может быть беспочвенной/безосновательной, и, без сомнения, именно это и подразумевает термин «слепая вера». Но вопреки этому, христианская вера логична и оправданна. Она основывается, прежде всего, на последовательном и достоверном Божьем Слове. И хотя Писание и не нуждается во внешних доказательствах, оно полностью соответствует физическим данным. Возможно, самого Бога и невозможно увидеть, но Его качества отчетливо видны в природе (Римлянам 1:20)

Сам язык Ветхого Завета (иврит) открывает нам, что вера неразрывно связана с истиной. Эти два слова – «вера» и «истина» (emunah и emet) - в различных версиях Библии даже иногда используются при переводе как взаимозаменяемые термины. Оба слова на иврите происходят от одного корня aman, что означает «твердость, уверенность, достоверность». Поэтому библейская вера вовсе не расплывчата, а, подобно истине, тверда и определенна.

Неотъемлемым значением слова emet является достоверность и надежность, несмотря на то, что, чаще всего, это слово переводится как «истина». Библейская истина прочно стоит, подобно колоннам храма, omnot (“крепкая основа”), - еще одно слово, производное от aman (см. 4 книга Царств 18:16).

Как ни парадоксально, но туманными являются, скорее, человеческие философии и теории, а не библейская вера. Иисус сказал, что человек, игнорирующий Его учения в своих мыслях или в поведении, подобен дому, построенному на песке, которому предстоит упасть (Матфея 7:24–27). И наоборот: тот, кто живет в соответствии с «истиной» (Иоанна 14:6), подобен дому, построенному на камне, и сможет с верой выдержать трудности.

Фактически, ключевым элементом понятия emunah (часто переводимого словом «вера») является полнота веры: немеркнущее доверие Богу и Его обетованиям, невзирая на обстоятельства. Мы видим emunah на примеры женщины, долго страдавшей кровотечением (Матфея 9:22), женщины-ханаанки, чья дочь была бесноватой (Матфея 15:28), и слепого Вартимея (Марк 10:52). Они верили и проявляли стойкость.

Иисус заповедовал иметь такую веру. Он сравнил веру с горчичным зерном (Матфея 17:20), ведь оно может быть маленьким сначала, а с подпиткой веры может вырасти и вершить великие дела для славы Божьей.

Еще одним производным от слова aman является слово «аминь». Произнося слово «Аминь» после молитвы или какого-то заявления, мы подтверждаем его верность и заявляем о своем согласии со сказанным. Хорошим переводом данного слова будет слово «Конечно!»

Господь – скала; Он не изменяется (Малахия 3:6). Он полностью достоин доверия и всегда исполняет Свои обетования. Он - El emunah (Второзаконие 32:4) и El emet (Псалом 31:5)— «Бог правды» и «Бог истины». А значит, вера в надежного Бога и в истину Его слова вполне обоснована и разумна. Аминь!


Джон С.П. Смит получил степень бакалавра по ивриту и истории Иудеи в Университетском колледже в Лондоне. Он является автором периодического издания по изучению Божьего Слова на иврите для организации «Христиане-друзья Израиля».

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться