Можно ли доверять Библии?

Джонатан Сарфати
Можно ли доверять Библии?

sxc.hu

Так как в основе служения «Creation Ministries International» находится Библия, закономерно возникает вопрос, почему Библии стоит доверять? Что нам отвечать людям, утверждающим, что она была переписана столько раз, что оригинальный текст уже давно утрачен? Действительно ли она была написана много лет спустя после событий, описываемых в ней? Опровергают ли археологические находки подлинность Библии? И, наконец, если она все же достоверна, что это означает для нас?

Является ли подлинным текст Нового Завета?

Некоторые критики сомневаются даже в том, что у нас вообще есть подлинный Новый Завет. Этот вопрос можно решить только через библиографические проверки на подлинность, наподобие тех, что проводились для определения подлинности Илиады или трудов Цезаря.

Весь текст Нового Завета был написан в первом столетии после Рождества Христова крещенными иудеями1. У нас есть не менее 24 000 рукописей Нового Завета, самые ранние из которых переписаны через 100 лет после написания оригинала. Самая ранняя известная рукопись — это фрагмент папируса Джона Райландса, известная как P52, которая содержит Ин. 18:31–33, 37–38, и датируется 125 годом после Рождества Христова. Сравните это с другими известными трудами древности.

Автор Дата написания Наиболее ранняя рукопись Времени прошло Кол-во рукописей
Цезарь 100–44 до Р.Х. 900 от Р.Х. 1000 лет 10
Платон 427–347 до Р.Х. 900 от Р.Х. 1200 лет 7
Фукидид 460–400 до Р.Х. 900 от Р.Х. 1300 лет 8
Тацит 100 от Р.Х. 1100 от Р.Х. 1000 лет 20
Светоний 75–160 от Р.Х. 950 от Р.Х. 800 лет 8
Гомер («Илиада») 900 до Р.Х. 400 от Р.Х. 500 лет 643
Новый Завет 40–100 от Р.Х. 125 от Р.Х. 25–50 лет более 24000!

Так, подходя с самыми суровыми требованиями, которые ученые только могут найти (чтобы при этом не исключать все классические работы), можно сделать вывод, что наш Новый Завет — это подлинная копия оригинала2. Исследователь Нового Завета Ф.Ф. Брюс (1919–1990 гг.) писал:

«Свидетельств в пользу Нового Завета намного больше, чем свидетельств в пользу многих трудов классических авторов, в подлинности которых никому и в голову не приходит сомневаться. И если бы Новый Завет был собранием светских сочинений, то к их подлинности никто не смог бы предъявить серьезных претензий»3.

Достоверность содержания Нового Завета

Если есть подлинная копия оригинала, достоверен ли оригинал? Либеральные ученые обычно заявляют, что Евангелия были написаны через много лет после тех событий, которые в них отражены. Как правило, они датируют Евангелие от Марка 65–75 гг. после Р.Х., Евангелие от Матфея — серединой 80-х гг., Евангелие от Луки, Книгу Деяний 83–90 гг. и Евангелие от Иоанна — концом первого столетия. То есть, по их мнению, события, описанные в Евангелиях, не могут быть достоверными, поскольку прошло 35–75 лет.

«Свидетельств в пользу Нового Завета намного больше, чем свидетельств в пользу многих трудов классических авторов, в подлинности которых никому и в голову не приходит сомневаться» — исследователь Нового Завета Ф.Ф. Брюс

Но есть несколько неоспоримых доказательств, высказанных либералом и епископом вулиджским Дж. А. Т. Робинсоном (1919–1983 гг.), в пользу датировки Евангелий 40–65 гг. после Р.Х4. Если Робинсон прав, то Евангелия были написаны еще при жизни людей, лично знавших Иисуса Христа (Он жил на земле примерно с 6 г. до Р.Х. — 30 г. по Р.Х.). Матфей и Лука записали пророчество Иисуса о падении Иерусалима и разрушении храма (Мф. 24:2; Лк. 21:20–24), но не писали о его исполнении в 70 г.5. Матфей не преминул бы записать еще одно исполнившееся пророчество, если бы он писал после этого события. В Книге Деяний, написанной Лукой после Евангелия, не упоминается ни о падении Иерусалима, ни об ужасных гонениях во время Нерона Цезаря (середина 60-х гг.), хотя другие гонения упомянуты; ни о мученической смерти Иакова (61 г.), Павла (64 г.) и Петра (65 г.), так что она была, вероятно, написана до этих событий6.

Можно ли доверять Библии?

©istockphoto.com/picturejohn

Шведский исследователь Биргер Герхардссон доказал, что канонические Евангелия были написаны на основании коллективной памяти общины, являющейся надежной благодаря традиционно используемым в те времена методам устного наставления. Эти методы обеспечивали «весьма ясное общение и взаимопонимание между Иисусом и Его последователями» и гарантировали «отличные семантические воспоминания»7,8.

Таким образом, ученики Христа вполне могли весьма точно записать Его высказывания. Более того, в их трудах мы находим доказательства их искренности. Например, они приводят факты, которые фальсификаторы, скорее всего, опустили бы (например, малодушие учеников, спор за наивысшее место в Царстве Божьем, отречение Петра, отказ Иисуса совершить чудеса в Его родном городе Галилее из-за неверия жителей — Мф. 13:58, Мк. 6:6). Они также записывали, как другие сомневались в Его здравомыслии и происхождении, и упомянули, что Он не знал времени Своего возвращения.

Если бы Евангелия были написаны церковными общинами (по утверждениям многих скептиков), а не четырьмя евангелистами, то они, скорее всего, попытались бы решить свои проблемы, вложив их решения в уста Христа. Но в Евангелиях не упоминается о разногласиях Ранней Церкви (например, обрезание), а рассказывается о том, что практически не имеет отношения к церкви, состоявшей главным образом из язычников, например, то, что Иисус Христос был послан к погибающим овцам дома Израилева (Мф. 10:5–6). Так что внутренние доказательства указывают на то, что Евангелия были написаны до возникновения церковных проблем.

Можно ли доверять Библии?

©istockphoto.com/digitalskillet

Апостол Павел писал еще раньше. Краткое изложение Евангелия в 1 Кор. 15 было сделано около 55 г. после Р.Х.; Павел говорит, что он напоминает им о том, о чем проповедовал примерно за 15 лет до этого. Таким образом, Павел писал о традиции, хорошо укоренившейся уже лет за десять после смерти Христа.

Юлиус Мюллер (1807–1878 гг.) предложил скептикам XIX столетия привести ему любой пример того, как через тридцать лет после жизни человека о нем создавали бы общепринятые легенды9. Но даже если кто-то и соглашается с поздней датировкой многих либералов, то следует обратить внимание на то, что профессор Шервин-Уайт (1911–1993 гг.), выдающийся историк классического периода из Оксфордского университета, подчеркивал, что легендам требуется временной разрыв более чем в два поколения. Таким образом, если Евангелия — лишь легенды, то скорость возникновения этих легенд должна быть «невероятной»10. Вот что он писал:

«Подтверждений историчности Книги Деяний более, чем достаточно… любая попытка опровергнуть ее, даже в деталях, выглядит абсурдной. Римские историки уже давно согласны с этим»10.

Иоанн также утверждал, что является непосредственным свидетелем (Ин. 21:24). Лука, сотрудник апостола Павла (Кол. 4:14), говорил, что при написании Евангелия он полагался на свидетельства очевидцев (Лк. 1:1–4). Он также мог быть безымянным спутником Клеопы по дороге в Эммаус (Лк. 24:13 и ниже)11. Марк большей частью полагался на Петра, который говорил, что поведал о событиях «…не хитросплетенным басням последуя…» (2 Пет. 1:16). По традиции Ранней Церкви Евангелие от Матфея было написано одноименным учеником и бывшим сборщиком налогов.

Археологические доказательства подлинности Библии

Достоверным фактом является то, что множество нехристианских историков и авторов первого столетия подтверждают существование и казнь Иисуса Христа: Корнелий Тацит, Луциан Самосатский, Иосиф Флавий, Светоний, Плиний Младший, Талл, Флегон, Мара Бар-Серапион. Упоминается о Христе и в Талмуде и других еврейских источниках. Энциклопедия «Британника» подытоживает значительность данных:

«Эти независимые повествования доказывают, что в древние времена даже противники христианства никогда не сомневались в существовании Иисуса Христа, которое было впервые безосновательно поставлено под сомнение некоторыми писателями конца XVIII-го столетия, всего XIX-го столетия и началa XX-го столетия».

Подлинность Евангелий также подтверждается археологическими исследованиями. Сэр Вильям Митчелл Рамзей (1851–1939 гг.), археолог и профессор Оксфордского и Кембриджского университетов решил изучить Евангелие от Луки, допуская, что тот во многих вопросах ошибался. Но Рамзей снова и снова убеждался, что Лука весьма точно указывал географические названия и множество различных титулов правителей. В конце концов Рамзей сделал следующий вывод:

«Лука является историком высшего уровня; достоверны не только его утверждения … этого автора нужно поставить в один ряд с самыми величайшими историками» — археолог Сэр Вильям Рамзей

«Лука является историком высшего уровня; достоверны не только его утверждения… этого автора нужно поставить в один ряд с самыми величайшими историками»12.

Результаты археологических исследований неоднократно подтверждали подлинность Ветхого Завета. Одно время было принято считать, что хетты — библейский миф, но вскоре возле современного города Богазкея была обнаружена их огромная древняя столица Хаттусаса. Так же была подтверждена война четырех царей с пятью (см. Быт. 14), а также — царствование Валтасара, описанное в Книге пророка Даниила.

Главное учение Нового Завета

Итак, считая несомненным факт существования Иисуса Христа, как нам относиться к достоверности или недостоверности тех документов, в которых утверждается, что они являются историческим повествованием о Его жизни и учении? Если мы принимаем исторические доказательства того, что Новый Завет — это достоверное повествование, то чему он учит?

Одна из основных христианских доктрин — воскресение Иисуса Христа в теле, поскольку оно обосновывает Его заявления на божественность (Рим. 1:4), а также подтверждает истинность всех Его слов (Мф. 28:6) и доказывает, что он победил смерть, обеспечивая, таким образом, воскресение верующим (2 Кор. 4:14). Апостол Павел писал:

«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших … И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков … если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15:17, 19, 32).

Иудеи рассматривали тело как неотъемлемую часть человека, поэтому воскресение обязательно должно было включать тело:

«Мнение о том, что Иисус воскрес исключительно в духовном смысле, в то время как Его тело лежало в могиле, — сугубо современное. Иудейский образ мышления первого столетия никогда не воспринял бы такое толкование, и воскресение Иисуса вовсе не так было описано в самых ранних документах. Свидетельства о воскресении легко бы опровергли при наличии тела Иисуса во гробе»13.

Есть как минимум семнадцать причин, из-за которых христианство не распространилось бы в древнем мире, если бы за ним не стояло неопровержимое доказательство Воскресения

Одной из главных трудностей для нехристианских исследователей является объяснение того, что случилось бы с телом Христа, если бы Он не воскрес. Враги Христа вряд ли украли бы его, потому что это способствовало бы распространению слухов о воскресении, которые им были ни к чему. С другой стороны, они бы полностью пресекли эти разговоры, просто предъявив тело. Ученикам не было смысла противостоять вооруженному до зубов отряду римских воинов и выкрадывать тело, чтобы содействовать распространению слухов о воскресении. Учеников пытали и убивали, и никто не умер бы за то, что, по его мнению, является ложью. Однако одним из самых ранних доводов против воскресения было лжесвидетельство подкупленных римских солдат: «…Ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28:13). Это явная ложь: как солдаты могли знать, что произошло, если они спали? Тем более, что если римский солдат засыпал на посту, то его казнили.

Некоторые критики пытаются объяснить пустой гроб тем, что Иисус был похоронен в обычной могиле. Но Павел утверждал, что Иисус был погребен, что по-гречески звучит как etaphe и буквально обозначает «[помещен] в гроб» (от en, «в»; taphos, «гроб», «гробница»). Петр также сравнил Иисуса, Чье тело не «увидело тления», с Давидом, чье тело все еще лежит во гробе (Деян. 2:22–35).

Краткое изложение Евангелия Павлом в 1 Кор. 15 цитирует древнее предание, которое уже было общепринятым всего лишь несколько лет после этого события. Повествование Марка о пустом гробе отражает особенности арамейского языка, указывая на очень ранний источник. Доктор Уильям Лейн Крег представляет множество доказательств подлинности повествований о погребении и пустом гробе14. Также Джеймс Патрик Холдинг приводит как минимум семнадцать причин, из-за которых христианство не распространилось бы в древнем мире, если бы за ним не стояло неопровержимое доказательство Воскресения15.

Можно ли доверять Библии?

©istockphoto.com/Liliboas

Что это значит для меня?

В Писании говорится, что нас сотворил Бог, и мы, таким образом, Ему принадлежим. Он установил совершенные нормы нравственности, которых мы не можем достичь собственными усилиями (Рим. 3:23). Будучи совершенно справедливым, Он должен наказывать за грехи. Поскольку наши грехи оскорбляют Его бесконечную святость, то и наказание должно быть бесконечным.

Мы либо должны понести наказание, либо его должен понести вместо нас Заместитель (Ис. 53), Который должен быть совершенным человеком, чтобы заменить человечество (Евр. 2:14), и одновременно Богом, чтобы выдержать бесконечный Божий гнев (Ис. 53:10). Для того чтобы быть посредником между Богом и человеком, Иисус должен быть и тем, и другим. В 1 Тим. 2:5 сказано:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

Мы не можем заслужить спасение какими-либо своими делами (Рим. 3:24; 4:2; Еф. 2:8–9). Эти стихи объясняют, что оправдание, т.е. объявление о полной невиновности перед Богом, — это дар. Он вступает в силу, как только человек уверует в Иисуса Христа (Рим. 5:1).

Суть нашей веры выражает избранный Христом апостол Павел:

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:1–4).

Ссылки и примечания

  1. В том числе и Лука, поскольку «…им вверено слово Божие» (Рим. 3:2); многие иудеи Нового Завета носили греческие имена, такие как Петр, Андрей, Стефан …. Вернуться к тексту.
  2. См. также Holding, J., «On the textual reliability of the New Testament», tektonics.org/lp/nttextcrit.html. Вернуться к тексту.
  3. Bruce, F., «Are the New Testament documents reliable?» The Inter-Varsity Fellowship, Лондон, стр. 19, 1956 г. Вернуться к тексту.
  4. Robinson, J., «Redating the New Testament», SCM Press Ltd, Лондон, стр. 353, 1976 г. Вернуться к тексту.
  5. Это не «довод из тишины», т.е. если событие не упомянуто, то его якобы и не было. Такой вид доказательства — это пример заблуждения отрицания предшествования. Вместо этого мы используем доводы из заметного отсутствия, т.е. событие, которое почти наверняка было бы упомянуто, если бы оно произошло, но оно не было упомянуто. Например, если бы кто-то писал о Башнях-близнецах после событий 11 сентября, то вполне логично было бы написать, что их уничтожили террористы, но если бы на такое событие не было сделано даже намека, то мы бы подумали, что автор писал до этих событий. Той же логикой мы руководствуемся в рассуждениях о великолепном иудейском храме, разрушенном в 70 г. после Р.Х. Это — правомерный вид аргументирования, известный как отрицание последующего. Sarfati, J., «Loving God with all your mind: logic and creation», «Journal of Creation» 12(2):142–151, 1998 г.; creation.com/logic. Вернуться к тексту.
  6. См. также Holding, J., «Basic issues in defence of the authenticity of the gospels», tektonics.org/ntdocdef/gospdefhub.html Вернуться к тексту.
  7. Gerhardsson, B., «Memory and Manuscript» Перевод Eric Sharp, Villadsen og Christensen, Копенгаген, 1964 г. Вернуться к тексту.
  8. См. также Holding, J., «On the reliability of oral tradition», tektonics.org/ntdocdeforality01.html. Вернуться к тексту.
  9. Muller, J., «The Theory of Myths, in Its Application to the Gospel History Examined and Confuted», John Chapman, Лондон, стр. 26, 1844 г., процитировано в Craig, примечание 14, стр. 196–197. Вернуться к тексту.
  10. Sherwin-White, A., «Roman Society and Roman Law in the New Testament», Baker Book House, Мичиган, США, стр. 188–191, 1992 г. Вернуться к тексту.
  11. См также Anderson, D., «The nativity: fact or fiction?» creation.com/nativity, 23 декабря 2006 г. Вернуться к тексту.
  12. Ramsay, W., «Bearing of Recent Discoveries on the Trustworthiness of the New Testament», Baker, Мичиган, США, стр. 222, 1953 г. Вернуться к тексту.
  13. Barnett, P., Jensen, P. and Peterson, D., «Resurrection: Truth and Reality», Aquila Press, Сидней, Австралия, стр. 14, 1994 г. Вернуться к тексту.
  14. Craig, W., «Apologetics: An Introduction», Moody, Чикаго, США, глава 5.2, 1984 г., и перечисляет по меньшей мере 30 выдающихся ученых, разделяющих эту точку зрения. Вернуться к тексту.
  15. Holding, J., «The Impossible Faith», Xulon Press, Флорида, США, 2007 г.; tektonics.org/lp/nowayjose.html. Вернуться к тексту.

перевод Валерии Шпаченко

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться