Танцующие пчелы

Представьте себе, что вы пчела. И одним прекрасным весенним утром вы покидаете ваш улей и исследуете территорию, пока не находите поле с огромным количеством новых цветов. Запас еды в вашем улье, благодаря которому 15000 пчел вашей колонии питалось целую зиму, истощился. Но сейчас на этом поле вы нашли новый источник еды. Вы наполняете свое особенное брюшко нектаром и летите 250 метров назад в улей.

Другие пчелы еще не знают, где найти изобилие, открытое вами. Ваш мозг имеет размер с булавочную головку, но очевидно, что если вы хотите полностью использовать этот новый источник пищи, вам понадобится помощь. К началу лета ваша колония может насчитывать более 80000 пчел. Однако то количество пыльцы и нектара, которое вы можете принести во время одного полета, не прокормит целую колонию и не даст насыщение каждой пчеле. Как же рассказать другим пчелам вашего улья, где они могут найти цветы, которые вы открыли? (См. также Удивительные способности пчелы)

«Круглый танец» показывает, что источник пищи недалеко. «Восьмерка» указывает на отдаленный источник еды.

В начале 20 века австрийский натуралист Карл фон Фриш задумался над этим вопросом. Пораженный способом коллективной работы пчел, фон Фриш начал тщательное изучение этих насекомых. Он заметил, что самое замечательное качество пчел – это их способ общения. На самом деле, пчелы обладают одним из наиболее экстраординарных способов общения в мире насекомых. Фон Фриш обнаружил, что пчелы выражают себя не только через ощущение и вкус, но также при помощи танца.

Чтобы обозначить расположение источника пищи, слишком отдаленного от улья, показав его другим пчелам, «разведчик» танцует на сотах внутри улья. Другие пчелы собираются вокруг него и повторяют движения за танцором. Они имитируют движения (все рабочие пчелы – женские особи) и улавливают запах цветов, с которых танцующая пчела собирала нектар. Если новый источник пищи находится недалеко, приблизительно в пределах 50 метров от улья, пчела делает круговые движения на поверхности сот. Она кружится два или три сантиметра (около дюйма), затем кружится в обратном направлении. Это говорит пчелам, что еда находится неподалеку. Запах, который они от нее чувствуют, показывает им, как пахнет новая еда. Итак, другие пчелы покидают улей и разлетаются вокруг в поиске нового источника пищи.

Танец для передачи информации о расстоянии

Если новый источник нектара или пыльцы находится далеко, «разведчик» вносит в танец искусные вариации. Пчела танцует в форме восьмерки с прерывистыми движениями посередине фигуры. Расстояние, на котором происходит смена, от круга до восьмерки, изменяется у разных видов пчел. Это не приводит к путанице, поскольку расстояние является константой для каждого улья.

Верхний ряд демонстрирует образец танца, которым пчела показывает другим пчелам в улье расстояние и направление нового источника пищи.

Каждое движение разведчика имеет значение для других пчел. Они могут сообщать расстояние до источника еды количеством кругов в определенный интервал времени, а также изгибанием брюшка. Чем больше расстояние, тем медленнее изгибается брюшко. Направление, где находится еда, указывается направлением и углом, под которым танцующая пчела пересекает круг. Если она проходит через круг вверху, другие пчелы понимают, что они найдут еду, если полетят к солнцу. Если пчела пересекает круг внизу, они должны лететь от солнца.

Если пчела пересекает круг под углом, другие пчелы знают, что они должны лететь направо или налево от солнца под тем же углом, с которым двигался танцор налево или направо от воображаемой вертикальной линии.

Это прекрасное исполнение пчел-танцоров – поистине поразительно в мире насекомых. Когда мы рассматриваем сложные элементы танца и подробную информацию, которую передают и понимают, благодаря танцу, все пчелы мира (фон Фриш потратил 20 лет на то, чтобы расшифровать их), мы имеем полное право усомниться в серьезности заявлений о том, что этот процесс мог эволюционировать.

Мог ли танец эволюционировать?

Давайте попробуем представить эволюцию системы. Пчела находит поле цветов. Она возвращается в свой улей, и никто больше не знает, где она наполнила свое брюшко. Да и сама пчела не может им рассказать. Поэтому улей вынужден ждать до тех пор, пока отдельные пчелы случайно не окажутся на том же поле, либо, пока она сама не продолжит летать туда и назад в надежде, что кто-то за ней последует. Хуже того, пчела вообще может не запомнить дорогу до поля.

А сейчас представим, что однажды какая-то находчивая пчела смогла изобрести танец. Как она объяснит другим его значение? Как вообще она сможет объяснить связанную с танцем геометрию – что угол, под которым она проходит вдоль диаметра круга, равен углу между солнцем и источником пищи? Что, если солнце успеет сесть до того, пока другие пчелы поймут это? Каким образом пчела разъяснит своим соработникам, что изобрела один танец для источника питания неподалеку, а другой – для источника, находящегося вдалеке.

Как она скажет им, что очень медленный изгиб ее тела означает, что поле весьма далеко, а очень быстрый – показывает, что поле неподалеку? Как бы они узнали то, что если танцор движется вверх по сотам, в таком случае они должны лететь к солнцу, а если она направляется вниз, они должны лететь от солнца?

Что еще важнее, если данная система общения медленно эволюционировала в течение долгого времени, то, как бы выживали предки пчел в этот период? И если они могли выжить без этого сложного метода, зачем было тогда изобретать новую систему, которую практически невозможно было объяснить?

Среди чудес Божьего творения пчела - изумительное доказательство против эволюции в пользу дизайна и цели Создателя. Точно скоординированный язык, использующийся для выживания пчел, имеет слишком много необходимых и независимых частей системы, дабы они хоть как-нибудь могли бы эволюционировать. Логика и здравый смысл подсказывают нам, что весь процесс целиком был характерен для пчел во все времена, начиная от самого их создания. Как и сами пчелы, он не мог эволюционировать.

Танец в форме восьмерки используется пчелами для выбора места их нового дома. Если улей слишком разрастается, матка с частью улья может уйти в поисках нового жилища. Она оставляет одно или несколько особенных яиц, из которых вылупится новая матка. Старая матка и ее рой сначала собираются, например, на ветке дерева. Рабочие пчелы отправляют «разведчика» на поиски места для нового дома. Любой «разведчик», который находит потенциальное место, возвращается к другим и показывает при помощи «восьмерки» на поверхности роя, местонахождение нужного участка.

Другие пчелы проверяют каждое найденное место, и, возвращаясь к колонии, говорят, что они «думают» по этому поводу. Энергичность танца отражает их отношение к определенному месту. В итоге, после нескольких дней поиска жилья, одно из мест получает одобрение, и рой направляется туда, чтобы построить там новый улей.

Один исследователь наблюдал за этим «конкурсом танцев» в течение четырех дней, отмечая направление и расстояние до потенциальных мест жилья. Ему удалось разобраться, какое место получило одобрение колонии пчел, и он, поспешив туда, прибыл на новое место улья даже раньше, чем сами пчелы!

Кажется, такое сложное общение невозможно объяснить, если верить в то, что пчелы и их язык эволюционировали.

Источник-www.creationontheweb.com

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться